249 735
pictures
772
blog posts
481 photographed species of 577 (83%)

search

Хамар-Дабан, поход в горы.

2019-08-29| Askar Isabekov

Утром решили встать чем свет и пойти по вчерашней тропе до чего-то осмысленного. У туроператоров, организующих птичьи туры, есть термин «проблема ранних завтраков». Мы встаем на 2-3-4 часа раньше, чем повара, поэтому рассчитывать на позавтракать где-нибудь нам обычно не приходится. В последние дни мы с Ильей просто с вечера покупали себе на утро кефир и булочки, и нам этого хватало. Но здесь на базе этого сделать было невозможно, поэтому альтернатива была такая - либо ждать когда откроется кафешка (8 утра), либо идти в поход натощак. Выбрали, естественно, второе.

В районе базы рано утром птиц очень обильно - клесты, чижи, дрозды, и даже седоголовые овсянки. Вчерашний участок пути старались преодолеть быстро, но все-таки останавливались на овсянок и на таежных мухоловок, которых встретили аж 5 (две пары и отдельно самку)! Это значит, что есть надежда увидеть их здесь и весной-летом. На дроздов тоже останавливались, потому что тот же оливковый дрозд просто очень хорош, и вряд ли где-то еще так же доступен как здесь.

После преодоления одной из речек видим раздвоение тропы и указатель - налево С, направо Т. Что значит С мы так и не узнали, а направление Т выбрали не сказать, чтобы совсем интуитивно, просто было понятно, что на гору - это скорее направо, чем налево. Позже узнали, что Т - это Тальцинский пик, но в пути мы этого еще не знаем, пока просто идем по проложенной тропе. В начале тропы примерно то же самое, что мы уже видели. Но потом тропа пересекает болотце и начинает забирать в гору. Здесь уже немного другие птицы. Например, рябчик (дважды), серый снегирь, сойка.

После некоторого поднятия в гору мы достигли смотровой площадки, с которой мы увидели, что гольцы - свободные от растительности скалы, вполне близки и доступны, и я пошел посмотреть есть ли до них тропа. Оказалось, что тропа ведет прямо к гольцам и выходит на седло хребта. Но до этого она трижды пересекает чередование лугов и леса. И перед самым седлом выходит на кедровый (сосновый?) стланник у моренника. Здесь я увидел краснозобых дроздов и седоголовых овсянок. Дрозды очень пугливы, все время прячутся в стланнике. Один самец пролетал мимо и я увидел его яркий красный хвост. Очень красиво. Я не пожалел, что просто смотрел на него, а не стал пытаться сфотографировать, в этом случае, я полагаю, что я бы и снять не успел, и красоту бы толком не разглядел. Мне кажется, что кедровый стланник есть самый интересный здешний биотоп, наподобие наших арчовых склонов с выходами скал. Но сюда надо приходить в июне. Кстати, в двух точках я видел площадки для ночевки, натоптанные тропы к ручьям, и даже монеты, оставленные туристами (вероятно, как пожелание возврата в эти места). Таким образом, лучше всего сюда подниматься в июне, останавливаться на ночлег, и с раннего утра любоваться краснозобыми дроздами, щурами, снегирями и т.д.

На обратном пути голодный поход сказался, уставшие мы по очереди угодили в болото. Но в целом я был очень доволен походом, я видел краснозобого дрозда в его родном биотопе!

К вечеру поехали «домой» в Иркутск. По дороге я сушил берцы, высунув их в открытое окно. Режим дороги нас изрядно измотал, сил хватило только на встречу с Игорем Фефеловым. Мы рассказали о наших находках и маршрутах, оказалось, что тропа на Тальцинский пик - это именно то, куда Игорь нас направлял, а исландские песочники представляют интерес не только для нас, но даже для местных орнитологов и бердвотчеров.

1. Eyebrowed Thrush

2. Juv Red Crossbill

3. Mugimaki Flycatcher

4. Siskin

5. Juv Baikal Bullfinch

6. Siberian Stonechat

7. Black-faced Bunting

8. Common Rosefinch

9. Black-faced Bunting (not 100% sure)

10.

3Black Woodpecker (Dryocopus martius)голос

4Great Spotted Woodpecker (Dendrocopos major)4

5Lesser Spotted Woodpecker (Dendrocopos minor)1

6Grey Wagtail (Motacilla cinerea)

7White Wagtail (Motacilla alba)

8Eurasian Jay (Garrulus glandarius)1

comments:
2019-09-29. Игорь Фефелов:

***5. молодой серый снегирь***
Стоит Вадиму Ивушкину показать, какой-то он большеклювый... Папашу-то видали?

Овсянки вроде правильные. А щур какой-то странный, точно ли не об.чечевица? Но на местности это должно было быть видно - размеры сильно разнятся.

2019-09-29. Аскар Исабеков:

Спасибо, Игорь, за коррекцию. Снегирей мы с Ильей видели порознь. Я видел только того, что на фото, Илья видел больше, в том числе и взрослого самца. По "щуру" версия возникла после Вашего вопроса - не видел ли я там на высоте щуров? Размер мне трудно оценить, поскольку птица была далеко (на фото сильный кроп) и выше меня по склону. После Вашей версии об.чечевицы, я было подумал - точно она, однако просмотр фото в галерее не убедил меня в этом окончательно - тут и пропорции другие, и штриховка более значительная. Как-то не она. Но других вариантов, кроме щура и чечевицы, нет. Будем смотреть внимательнее.

2019-09-29. Игорь Фефелов:

Других вариантов и нет, и больше на молодого щура и походит, но странноватый он какой-то. Больно бледен.

А штриховка как раз более чечевичья.

2019-10-21. Аскар Исабеков:

отправил "щура" в чечевицу

secret code

* all fields are required

calendar

2014

2013

rare birds records

Asian Rosy-Finch (Leucosticte arctoa)