search

video

Brown Shrike

Lanius cristatus (Linnaeus, 1758)

Сибирский жулан
© Elena Shnayder


all photos of serie (clickable):

1 2 3 4 5 6 7


author: Elena Shnayder
location: Tashanta, Altai Republic
date: 2017-06-13
equipment: Canon 7D


comments:
2017-06-30. Елена Шнайдер: (-1-)

Вот такую интересную пару жуланов мы наблюдали с группой шведских бёрдвотчеров стоя на границе в Ташанте. Фото сделаны участником поездки - Niklas Andersson. Самка в паре - сибирский жулан, а вот самец - чёрт-знает-что. И на буланого-то не особо тянет, явно уже с примесью. И детки у них будут интереснейшие (если будут).
Нет ли желающих и имеющих возможность ещё раз проверить пару в этом году? Место непростое - близ погранцов. Птицы регулярно появлялись на заборе, ограждающем административные здания, со стороны въезда на таможню. На спутнике этот участок сильно замылен. Но из очереди на таможню он очень хорошо просматривается. Когда до въезда остаётся штук 5 легковых машин впереди - самое оно.
Фотосъемка там запрещена. Никлас, как самый отчаянный, фотал птиц, спрятавшись в недрах автомобиля, пока остальные создавали заслон своими телами.
Было бы очень любопытно узнать о развитии отношений в этой паре. Но сама я, скорее всего, не буду иметь возможности снова вырваться в Ташанту до первой декады августа.


2017-06-30. Елена Шнайдер: (-1-)

Комментарий к этим фото от другого участника поездки - Magnus Hellström:
On June 13, in Tashanta (eastern Chuya steppe, Altai republic), while waiting in the car line for border crossing, we made observations of two Lanius-shrikes that may be of interest.

The shrikes were posed on a fence surrounding one of the administrative buidnings close to the border crossing (approximate coordinates 49.712658° 89.198924°). Becuase of the proximity to the border, our observations were made with binoculars and cameras from inside the car. We did not dare to step out and use our telescopes...

At first we only noted one bird, a female Brown Shrike (Lanius cristatus) feeding close to the fence. After a while, a second bird turned up. It was male, and there was a clear courtship relation noted between the two birds. The male gave insects to the female on several occasions, and it was also seen to vibrate its wings in front of her in order to get attention. This behaviour was seen several times, during several hours.

From a distance, in our binoculars, the male looked like a handsome Isabelline Shrike (Lanius isabellinus isabellinus), the common breeding taxon in the area. However, after analysing the photographs, it is obvious that the male show signs of Red-backed Shrike (Lanius collurio) in the plumage. Dark portions are present in the tail, and the crown is slightly paler ash grey than average isabellinus males. In other words, it was a hybrid (but with predominat plumage of isabellinus).

Because of the badly choosen locality, we could not document the observation properly. Although it seems clear that the two birds were a pair, we do not know if there was a nest site in the area.

In the English language literature, hybridization involving cristatus is very scarce, and fully documented cases are perhaps even unknown? Here we have a case involving a cristaus female and an isabellinus x collurio male, which (if fertile) would surely produce an offspring with a very interesting phenotypical appearance.

If any one of you would have the chance to visit the area during the coming weeks it would be very valuable to recieve additional information as well as better photographs. Are they breeding together? Do they produce eggs? Is there a surviving offspring, and how do they look like?


2017-07-08. Сергей Л. Волков: (-6-)

В жулановой гибридизации я мало что понимаю, но у этой птицы, мне кажется, хорошая доля обыкновенного жулана. Мне она видится гибридом обыкновенного и, вроде как, сибирского.


2017-07-08. Ясько Анна: (-3-)

Обыкновенный и сибирский жуланы не имеют такого заметного белого "зеркальца" у основания ПМ, поэтому, мне кажется, эта птица не может быть гибридом этих двух видов. Похож на даурского жулана Lanius isabellinus speculigerus: верх серый, темная "маска" узкая и белое пятно на маховых.


2017-07-08. Вадим Ивушкин: (-7-)

Согласен с Анной, это несомненно самец Lanius isabellinus speculigerus, без всяких примесей. Интересная гибридная пара.


2017-07-09. Сергей Л. Волков: (-5-)

Ну вот как. В жуланах я не спец. Даже "зеркальце" толком не заметил. Раз так, очень интересно их детей узреть.


2017-07-15. Magnus Hellström: (-1-)

An additional image of the male can be seen here.

In my opinion it is best regarded as an isabellinus-male with some collurio-influece, because of the dark pattern in the tail and the pale ash grey crown.


2017-07-15. Magnus Hellström: (-1-)

I forgot: All photos are from Niklas Andersson.


2017-07-16. Олег Белялов: (-7-)

Я тоже высказал мнение, но на ФБ, что самец это даурский жулан Lanius isabellinus speculigerus. Не знал что здесь шло обсуждение


2017-07-16. Олег Белялов: (-7-)

И хочется обратить внимание, что Л.С. Степанян, считал что на Алтае живёт форма karelini, а не speculigerus, ареал которого по мнению Л.С. начинался только от Хамар Дабана. Это очень интересно, поскольку в самом деле эти птицы (karelini и speculigerus) очень похожи, и их легко спутать. Что несомненно, так это то, что в обоих случаях явно было влияние collurio, но если у karelini это была встреча collurio x phoenicuroides, то у speculigerus - collurio x isabellinus. Я понимаю, что сейчас встречу массу возражений, но систематика этой группы настолько запутана, что принят какую либо точку зрения очень сложно. Если принять, что collurio (обыкновенный), phoenicuroides (туркестанский) и isabellinus (буланый) пусть не очень "хорошие" виды, но уж точно полувиды, то появление птиц гибридного происхождения неизбежно, при условии что их ареалы во многих местах приближаются на очень опасное расстояние, а иногда возникают ситуации, где они встречаются и дают гибриды. Примеров много. Но здесь интересно, что есть и ещё один фигурант - cristatus, данных о гибридизации с которым других жуланов очень мало.


2017-07-19. Елена Шнайдер: (-7-)

Всем спасибо за комментарии! Хочу отметить, то speculigerus - это обычный подвид буланого жулана на Алтае. И он другой. Как минимум у него лоб рыжий. После сотен просмотренных во время экспедиции speculigerus'ов - этот очевидно выглядит иначе.


2017-07-19. Magnus Hellström: (-7-)

I would like to add that there is no doubt (what so ever) that the male has influence from collurio. This pattern of the tail and crown is never seen in areas away from the hybridization zone. But such traits may well have been stabilized in the Chuya area, and the hybridization may be far back in the history. Hence, it may be a matter of opinion if it should be labled as hybrid or not. But still: it has collurio genes present. :-)


2017-07-19. Magnus Hellström: (-7-)

I forgot to mention: The only photo where the tail pattern is visible is the one I linked in my post above from 2017/07/15.


2017-07-19. Сергей Л. Волков: (-7-)

Живьем я speculigerus не видел. Но все же согласен с Еленой. Посмотрел у Е. Н. Панова гибриды. Возможно, эта птица гибрид speculigerus x collurio. Среди птиц Чуйской степи такие гибриды составляют большинство.


2017-07-19. Олег Белялов: (-7-)

В зоне, где существует хоть и не постоянная гибридизации трудно ожидать от птиц единообразия окраски. Чем больше случаев встреч с collurio будет в популяции speculigerus, тем более серые головы станут они иметь. Например, у буланых кашгарцев Lanius isabellinus isabellinus совсем другое распределение рыжины на голове и рыжий уже не только лоб. А на speculigerus с Алтая, всегда есть влияние collurio. Похожая ситуация с туркестанским Lanius phoenicuroides phoenicuroides, у которого и шапочка и спина коричневые, но в зонах гибридизации с collurio есть птицы как раз с серой шапочкой и спиной. И именно так выглядит не только часть гибридов из зоны прямого контактаLanius phoenicuroides Х L. collurio (там множество вариантов окраски), но и все пустынные туркестанцы karelini, которых Е.Н. Панов считает гибрадами. Конечно всё это гибриды в каком то давнем прошлом, но уже устоявшиеся. Так и у вас - сотни "просмотренных во время экспедиции speculigerus'ов" были привычно сероголовыми, а этот с рыжим лбом где-то "прихватил" новых кровей - то ли от кашгарцев, то ли от туркестанцев. И те и другие не так уж и "далеко" для того чтобы дать о себе знать - туркестанец за Алтаем на Зайсане, а Кашгарец - за Алтаем в Джунгарии. У некоторых видов результаты давней гибридизации бродят в огромных пределах ареала, очень далеко от ядра давних встреч. Скрытые гибриды, по теории Пфандера))) И Алтай, со своим швом фаун, по определению Штегмана, в этом вопросе как раз очень показателен.


2017-07-19. Вадим Ивушкин: (-7-)

Вот не люблю я теоретических рассуждений... Во-первых, были ли такие исследования, которые бы конкретно указывали на признаки (темная середина хвоста и серая голова, а почему тогда нигде не появляются белые рулевые или бывает?), что они приобретены в ходе гибридизации с collurio? Хорошо бы с генетикой? Чтоб так безопеляционно утверждать о резальтатах такой гибридизации?
Во-вторых, почему из вариантов приобретенных признаков в ходе гибридизации исключили сибирского жулана? О гибридизации с которым уже свидетельствуют эти фото?
В-третьих, если основываться на данных Панова, то мы останемся на имеющемся уровне, а не пойдем дальше. Хотя бы потому, что Е.Н. не указывает восточную границу ареала буланного жулана, как она проходит на самом деле. Этот вид живет значительно восточнее, причем даже в таких местах, где в помине нет collurio, и даже сибирского. Но центральные рулевые часто довольно темные, а у некоторых есть что-то типа темной полосы по концу хвоста, что можно разглядеть на моих фото. Как впрочем и голова у забайкальских птиц значительно светлее, чем у прибайкальских. А что делается в Восточной Монголии... скорее всего вообще никто не знает, хотя отдельные наблюдения есть. Так что данных пока хватает только для домыслов, но не для конкретных выводов. Примерно так же, как и по гибридизации дроздов в Сибири.


2017-07-19. Вадим Ивушкин: (-7-)

А еще, если глянуть точки на карте ареалов на трех ветках сайта, где есть буланный жулан, то сразу видно, где "белые" пятна, и где недостаток данных...


2017-07-19. Елена Шнайдер: (-7-)

Олег, у этой птицы наоборот - шапочка намного серее, чем привычно видеть у буланых сорокопутов в Чуйской степи и окрестностях. У наших она охристая, вот как тут: http://sibirds.ru/v2photo.php?l=ru&s=052100266&n=1&t=423&saut=0&sor=desc&sortby=1&p=0#photo
А на счёт этого я могу согласиться, что это - пришелец из Забайкалья, где, как я посмотрела, шапки как-раз серые, вообще почти без рыжины.



secret code

* all fields are required